Красота
Иерусалима и его ландшафтов может сравниться с Толедо. Город расположен
в горах, его купола и башни окружены стеной с бойницами и высоко сидят
на каменном плато, нависающем над глубокой долиной. До самых Моавских
гор контуры этого края напоминают физическую карту, где склоны обозначаются
наслоениями регулярных кривых, а в неожиданных долинах лежат величественные
тени. Земля и скалы отражают огненно-опаловый свет. Такое расположение
города, случайно оно или преднамеренно, создало произведение искусства...
И все-таки Иерусалим не только живописен и не только убог, подобно
столь многим восточным городам. Здесь, может быть, есть грязь, но нет
кирпичей или штукатурки, нет крошащихся и обесцвеченных стен. Здание
целиком из камня, беловатого, похожего на сыр камня, светлого и сияющего,
который солнце окрашивает во все тона красного золота. Очарованию и
романтике здесь нет места. Все открыто и гармонично. Исторические и
религиозные ассоциации, глубоко укорененные в воспоминаниях детства,
рассеиваются при первом же появлении. Излияния веры, плач еврея или
христианина, преданность ислама Святой скале не окутали genius loci
(дух места) какой-либо таинственностью. Этот дух есть властное излучение,
которое вызывает суеверное преклонение, поддерживает его, но при этом
существует независимо. Он на стороне центурионов, а не священников.
И центурионы снова здесь. Они носят шорты и тропические шлемы и говорят
с йоркширским акцентом.
Из кн. Р. Байрона «Дорога в Оксиану»,
Лондон, 1937 (англ.).
Из письма Даниэля Криспина, шотландца, офицера английской
армии, к матери
7 авг. 1943
Через неделю после моего приезда в Иерусалим, когда на закате я
смотрел с вершины Горы дурного совета в сторону севера, на долину, постепенно
исчезающую под саваном бледной ночи пустыни, этот единственный в своем
роде город, представился мне каменной мятежной птицей, которой не удалось
вызволить себя из тисков пальцев Бога...
Из кн. X. Беэра «Каменная птица.
Иерусалим в современной ивритской поэзии» (ивр.)
Уникальный
характер Иерусалима завораживает. Это и золотой ореол заходящего солнца,
отражающийся в каждом здании, облаченные в черные одежды мужчины и мальчики
с пейсами, спешащие в синагогу, и перезвон церковных колоколов, и голос
муэдзина, собирающего правоверных на молитву, и толпы, спешащие по своим
повседневным делам в этом самом волшебном городе мира.
Энергетическая аура Иерусалима – синтез невообразимой древности и современности,
веры и атеизма, земного и духовного.
Иерусалим открывает лик прошлого и богатство настоящего во всем их
многоообразии – от археологических «парков» до произведений
знаменитых мастеров – от «стебайла» Калдера до гобеленов
Марка Шагала в Кнессете и его знаменитых витражей из цветного стекла в
медицинском центре Хадасса. Одинаково живы и доступны для нас реликвии
и знания, сосредоточенные в больших и малых городских музеях, дающие представление
буквально обо всем – от 3-х тысячелетней истории Иерусалима до современного
искусства.
Те, кто направляется в Иерусалим, «возносятся» физически
и духовно, поднимаясь по заросшим хвойными лесами Иудейским холмам к Священному
городу трех религий: христианства, иудаизма и ислама.
Неважно,
приближаетесь ли вы к городу со стороны раскинувшейся на западе прибрежной
долины или от Иудейской пустыни на востоке – контраст все равно остается
сильным и впечатляющим. Даже сам воздух становится острее и чище.
С тех пор, как царь Давид сделал Иерусалим своей столицей около 3000
лет назад, и его сын Соломон воздвиг Первый Храм, само название города
отождествляется с совершенством и духовностью, деятельностью и созерцанием.
И сегодня, как и в библейские времена, Иерусалим одновременно является
целью бесчисленных паломников, резиденцией правительства и полным жизни
городом, где можно заниматься всем - как мирским, так и духовным.
Прогулка по некоторым неповторимым кварталам города позволяет проникнуться
их уникальной атмосферой: это Ямин Моше, что за долиной напротив Старого
города, с его фешенебельными особняками и картинными галереями; театр «Хан»,
размещающийся в здании оттоманского периода; немецкая и итальянская колонии...
Меа Шаарим (Сто Ворот), населенный религиозными евреями, перенесшими сюда
атмосферу восточноевропейского местечка... Кнессет – израильский Парламент,
и величественное здание Верховного суда Израиля, перед которым разбит
розовый сад с тысячами цветущих кустов... бульвар Хаас, откуда открывается
незабываемая панорама Старого города, обнесенного стенами.
Первое
упоминание города встречается в египетских текстах-заклинаниях XIX и XVIII
веков до н. э. В них говорится о ханаанском городе-государстве, чье название
произносилось, по-видимому, как «Рушалимум». В Эль-Амарнских
письмах XIV века до н. э. город называется «Урусалим», а во
времена Авраама город был известен как «Салем». В более позднее
время еврейские мудрецы интерпретировали это название как вариант ивритского
слова
«шалом» («мир»), откуда название города стало
восприниматься как «город мира». Иерусалим – священный город
для многих религий, атмосфера святости нашла отражение в разных вариантах
его названия. С идеей святости ассоциируется его греческое название –
Иеросолима, от греческого «иерос» («святой»);
арабы называют его Аль-Кудс («святость»).
Практически каждый завоеватель давал городу свое имя. Так, он звался
Иевус – по имени народа иевуситов (у которого город был отвоеван Давидом).
Название
«Сион» прежде относилось только к одному из районов Иевуса,
и лишь позднее было перенесено на весь город. Давид, завоевав город, дал
ему имя Ир Давид («Град Давидов»). Чувство любви, уважения
и преклонения отражено в таких названиях, как «Град Божий», «Град
справедливости», «Прекрасный город».
В Иерусалиме основной строительный, облицовочный и отделочный материал,
используемый как в прошлом, так и в настоящем, – Иерусалимский камень. |