Главная
Характеристики Иерусалимского камня
Добыча Иерусалимского камня
Цветовая гамма Иерусалимского камня
Типы обработки Иерусалимского камня
Античная коллекция
Изделия из камня
Галерея
История в камне
Иерусалим
Стена Плача
Храм Гроба Господнего
Церковь св. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме
Мечеть Эль-Акса
Полезно знать
Контакты

История в камне

Иерусалим

Красота Иерусалима и его ландшафтов может сравниться с Толедо. Город расположен в горах, его купола и башни окружены стеной с бойницами и высоко сидят на каменном плато, нависающем над глубокой долиной. До самых Моавских гор контуры этого края напоминают физическую карту, где склоны обозначаются наслоениями регулярных кривых, а в неожиданных долинах лежат величественные тени. Земля и скалы отражают огненно-опаловый свет. Такое расположение города, случайно оно или преднамеренно, создало произведение искусства...

И все-таки Иерусалим не только живописен и не только убог, подобно столь многим восточным городам. Здесь, может быть, есть грязь, но нет кирпичей или штукатурки, нет крошащихся и обесцвеченных стен. Здание целиком из камня, беловатого, похожего на сыр камня, светлого и сияющего, который солнце окрашивает во все тона красного золота. Очарованию и романтике здесь нет места. Все открыто и гармонично. Исторические и религиозные ассоциации, глубоко укорененные в воспоминаниях детства, рассеиваются при первом же появлении. Излияния веры, плач еврея или христианина, преданность ислама Святой скале не окутали genius loci (дух места) какой-либо таинственностью. Этот дух есть властное излучение, которое вызывает суеверное преклонение, поддерживает его, но при этом существует независимо. Он на стороне центурионов, а не священников. И центурионы снова здесь. Они носят шорты и тропические шлемы и говорят с йоркширским акцентом.

Из кн. Р. Байрона «Дорога в Оксиану», Лондон, 1937 (англ.).

 

Из письма Даниэля Криспина, шотландца, офицера английской армии, к матери

7 авг. 1943

Через неделю после моего приезда в Иерусалим, когда на закате я смотрел с вершины Горы дурного совета в сторону севера, на долину, постепенно исчезающую под саваном бледной ночи пустыни, этот единственный в своем роде город, представился мне каменной мятежной птицей, которой не удалось вызволить себя из тисков пальцев Бога...

Из кн. X. Беэра «Каменная птица.
Иерусалим в современной ивритской поэзии» (ивр.)

 

Уникальный характер Иерусалима завораживает. Это и золотой ореол заходящего солнца, отражающийся в каждом здании, облаченные в черные одежды мужчины и мальчики с пейсами, спешащие в синагогу, и перезвон церковных колоколов, и голос муэдзина, собирающего правоверных на молитву, и толпы, спешащие по своим повседневным делам в этом самом волшебном городе мира.

Энергетическая аура Иерусалима – синтез невообразимой древности и современности, веры и атеизма, земного и духовного.

Иерусалим открывает лик прошлого и богатство настоящего во всем их многоообразии – от археологических «парков» до произведений знаменитых мастеров – от «стебайла» Калдера до гобеленов Марка Шагала в Кнессете и его знаменитых витражей из цветного стекла в медицинском центре Хадасса. Одинаково живы и доступны для нас реликвии и знания, сосредоточенные в больших и малых городских музеях, дающие представление буквально обо всем – от 3-х тысячелетней истории Иерусалима до современного искусства.

Те, кто направляется в Иерусалим, «возносятся» физически и духовно, поднимаясь по заросшим хвойными лесами Иудейским холмам к Священному городу трех религий: христианства, иудаизма и ислама.

Неважно, приближаетесь ли вы к городу со стороны раскинувшейся на западе прибрежной долины или от Иудейской пустыни на востоке – контраст все равно остается сильным и впечатляющим. Даже сам воздух становится острее и чище.

С тех пор, как царь Давид сделал Иерусалим своей столицей около 3000 лет назад, и его сын Соломон воздвиг Первый Храм, само название города отождествляется с совершенством и духовностью, деятельностью и созерцанием. И сегодня, как и в библейские времена, Иерусалим одновременно является целью бесчисленных паломников, резиденцией правительства и полным жизни городом, где можно заниматься всем - как мирским, так и духовным.

Прогулка по некоторым неповторимым кварталам города позволяет проникнуться их уникальной атмосферой: это Ямин Моше, что за долиной напротив Старого города, с его фешенебельными особняками и картинными галереями; театр «Хан», размещающийся в здании оттоманского периода; немецкая и итальянская колонии... Меа Шаарим (Сто Ворот), населенный религиозными евреями, перенесшими сюда атмосферу восточноевропейского местечка... Кнессет – израильский Парламент, и величественное здание Верховного суда Израиля, перед которым разбит розовый сад с тысячами цветущих кустов... бульвар Хаас, откуда открывается незабываемая панорама Старого города, обнесенного стенами.

Первое упоминание города встречается в египетских текстах-заклинаниях XIX и XVIII веков до н. э. В них говорится о ханаанском городе-государстве, чье название произносилось, по-видимому, как «Рушалимум». В Эль-Амарнских письмах XIV века до н. э. город называется «Урусалим», а во времена Авраама город был известен как «Салем». В более позднее время еврейские мудрецы интерпретировали это название как вариант ивритского слова «шалом» («мир»), откуда название города стало восприниматься как «город мира». Иерусалим – священный город для многих религий, атмосфера святости нашла отражение в разных вариантах его названия. С идеей святости ассоциируется его греческое название – Иеросолима, от греческого «иерос» («святой»); арабы называют его Аль-Кудс («святость»).

Практически каждый завоеватель давал городу свое имя. Так, он звался Иевус – по имени народа иевуситов (у которого город был отвоеван Давидом). Название «Сион» прежде относилось только к одному из районов Иевуса, и лишь позднее было перенесено на весь город. Давид, завоевав город, дал ему имя Ир Давид («Град Давидов»). Чувство любви, уважения и преклонения отражено в таких названиях, как «Град Божий», «Град справедливости», «Прекрасный город».

В Иерусалиме основной строительный, облицовочный и отделочный материал, используемый как в прошлом, так и в настоящем, – Иерусалимский камень.